Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние, а все болезни делили на заразные («жукпалы ауру») и незаразные («кай наукас»). Даже есть такая поговорка: «Сыныктан озгенiн бэрi жугады», что в переводе на русский язык означает «Кроме перелома, все заразно».
Названия болезням врачеватели давали или по органам, например «окпе ауру», т.е. болезни легких, «журек ауру» (болезни сердца), или по симптоматике: «кызылша» (корь), или в зависимости от их причины: «суыктан» (от простуды), «ыстыктан» (от жары, перегрева) и т.д. Такого рода названий болезней в казахском языке известно более двухсот.
Основатель тибетской школы здоровья в Семее Юрий Гурский, много лет изучал наследие древней казахской медицины, и собирал народные рецепты. В свое время он поделился которыми методами, которые помогали людям с давних времен.
Например, родовспоможение у кочевников, очень отличалось от современных методов. Поза рожающей женщины – не лежа на спине, как практикуется сегодня. Женщины степняков рожали, сидя на корточках, – так с меньшими усилиями выдавливается плод из чрева. Чтобы роженице не приходилось тужиться, перенапрягать внутренние органы, ей раздражали промытым птичьим пером слизистую оболочку глотки, вызывая рвотный рефлекс. Поскольку перед родами желудок и кишечник очищаются, реальной рвоты не возникает, зато рефлекторный позыв отлично помогает выходу плода.
Первые 40 дней жизни казахского младенца купали попеременно в кумысе (кислая среда) и в густо соленой воде. Благодаря этому не возникало опрелостей и пролежней.
Пупочную грыжу у новорожденного, которую младенец часто «накрикивает», казахи лечат медью: обкладывали зону ослабленных мышц пластинами чистой меди и пеленали их с телом. Грыжа проходила в считанные дни.
Общее недомогание, апатия, затяжная бессонница лечатся с трудом. А вот обитатели степей издревле справлялись с этими проблемами. Они брали примерно килограмм соли, делили ее на три равные части. Перед сном заполняли емкость для ванны теплой (до 38 градусов) водой примерно до половины и насыпали одну часть соли. Надо было полежать в такой ванне 20 минут, мысленно прося очистить тело и душу от негативных веществ и энергии. После чего сполоснуть тело теплой водой. Солевая ванна давала эффект, если ее делали три вечера подряд.
Далее эффект закреплялся, если тело очищалось с помощью молока. Один литр молока, оптимально 2,5-процентной жирности, выливали в заполненную наполовину теплой водой ванну. Мысленно просили: пусть жизненный путь будет таким же белым, как молоко. В ванне полагалось лежать 15-20 минут. На другой день следовало принять цветочно-травяную ванну.
Если донимали регулярные головные боли, голову хорошенько промывали в молоке, но не вытирали голову после мытья, а давали волосам просохнуть, обернув приятной на ощупь тканью (шерстяной, льняной или хлопковой) и ложились спать. Наутро волосы прополаскивали теплой водой.
При болях в ногах, вызванных отложением солей, горсть соли бросали в таз с горячей (насколько терпит кожа) водой и держали в нем ноги, пока вода не переставала жечь. После такого пропаривания надевали шерстяные носки домашней вязки – и укутыали тело. 3-5 вечеров подряд таких процедур – и боли существенно уменьшались.
Эффект всех описанных процедур усиливался, если применяли бахсылык – старинный казахский метод исцеления приятной музыкой. Выбрать музыку каждый мог по своему вкусу – важно лишь, чтобы она была мелодичной, неторопливой и негромкой. Бахсылык предполагал и медленное, протяжное пение. Во время принятия исцеляющих ванн очень продуктивно было негромко, без напряжения голосовых связок попеть песни.
До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись для лечения брюшных органов, из аира – от хронических поносов, из трехлистной вахты – для лечения нарушений пищеварения, а также из можжевельника – как мочегонное.
Конечно, в арсенале знахаря были плоды и семена растений, а также корни и корневища.
Древняя казахская медицина знала о лекарственных свойствах кузьмичевой травы («кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле - настой стручкового перца («шар-дар»). Иногда использовалась белена, чилибуха и другие ядовитые растения.
Из кладовой казахской медицины до наших дней дошло противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись для лечения гельминтоза.
ФОТО: pixabay.com
В поезде мне досталась верхняя полка, а сосед снизу не хочет даже на время еды, уступать свое место. Правильно ли это?
05 июня 2025, 10:55
Можно ли восстановить удостоверение личности, находясь в другом городе, не по месту прописки?
09 апреля 2025, 05:20
Какие поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступают в силу?
12 марта 2025, 00:30
Каковы сейчас правила регистрации, хранения и перевозки оружия
31 января 2025, 11:15