суббота
27 июля 2024

Рассказы старого серванта

04 июля 2023, 15:14
Просмотров: 216
Рассказы старого серванта Посуда - это повседневный атрибут, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории, начиная с пещерной эры. Эти немые свидетели и предметы материальной культуры могут рассказать нам много интересного о нравах людей, живших в различные исторические промежутки времени.

Увлекательнейшую экскурсию провели сотрудники музея Достоевского для журналистов, тем самым сделав им оригинальный подарок к их профессиональному празднику.

На выставке были представлены экспонаты, которые представляют сегодня большую редкость – старинные сервизы 18-19 веков, тарелки из коллекции времен Французской революции, раритетные хрустальные и фарфоровые изделия, предметы, совсем вышедшие из обихода, о предназначении которых современная молодежь может только догадываться.

Сейчас есть много исследований про старинную национальную казахскую посуду, но не менее увлекательны рассказы о кухонных предметах недавней нашей истории – советского периода.

Например, в каждой семье в 1970-80 годы были наборы кесе – пиал для чая. Самые узнаваемые – с казахским орнаментом. Их не держали в серванте, а пользовались ежедневно. И никто не обращал внимания на донышко, где нанесен штамп – клеймо. По этому знаку можно узнать кесе, изготовленные в городе Капчагае, где в 1975 году открылся первый в Казахстане фарфоровый завод. Директором был назначен Анатолий Выборный. Ему дали оборудование, которого в стране еще не было и дали задание придумать логотип. Работники создали весьма оригинальный логотип – стилизованная буква «К», что означает название города, а если положить эту буковку на спинку, то получается рисунок волны и реющей чайки, так как город расположен на берегу большого водохранилища. Если клеймо было красного цвета, то это означало, что фарфор первого сорта, если зеленого, то второго. Причем это не означало, что изделия второго сорта были хуже, они были просто толще.

Изюминка выставки – это посуда 19 века Кузнецовского завода. Мануфактура начала работать еще в начале века, производитель постепенно совершенствовал свои продукцию, пока не стал поставщиков императорского двора. Было несколько поколений владельцев, и каждый немного видоизменял клеймо. Один из первых заводов был открыт в деревне Дулево, который работал и при Советах.   

На выставке были представлены и образцы металлической посуд: сахарницы, столовые приборы и так далее. Кстати сохранился даже натуральный комковой сахар-рафинад советских времен, твердый, как гранит, расколоть который даже в свежем виде можно было только с помощью специальных щипцов. Только позже в конце 1990-х годов стали выпускать быстрорастворимый сахар.

Многие предметы вышли из обихода, но сохранились в музее. Вот двузубая вилочка для лимона,  ухват – утварь, безвозвратно ушедшая в историю, служившая чтобы брать чугунок из печи. «Фигура» у чугунка специально отливалась с выпуклыми боками, чтобы брать ухватом. А чтобы не уронить горячий тяжелый чугунок, под черенок подкладывали деревянную перегородку.

Чаша для приготовления топленого масла тоже утратила свою актуальность. Это был сосуд на ножках, чтобы дно нагревалось медленно и масло не подгорало и не брызгало.

Огромный бутыль, называвшийся «русская четверть», вмещал в себя более 3 литров жидкости, преимущественно спиртовой. До 1918 года еще не ввели новую систему измерений объемов жидкости, и поэтому, например, водку меряли исключительно ведрами, в пересчете на литры в одно ведро вмещалось 12,3 литра.

К слову сказать, уже тогда таможенники боролись с нелегальным завозом китайской водки «жун-жун», которая была ужасно плохого качества.

Жостовские подносы – это просто произведения искусства. Не даром они выпускались с личными номерами. Процесс их создания был весьма трудоемким и долгим. Подносы делались в несколько этапов. Сначала кузнецы выковывали подносы круглой, прямоугольной, восьмиугольной формы (были и очень большие – скатерные, занимавшие весь стол и миниатюрные под один стакан). Второй этап – накладывание, так называемых, малевок, художники красками обозначали основные цветовые пятна. Третий этап – следующая череда оформителей собственно наносила рисунок-роспись в четыре слоя. И наконец, последний этап, после просыхания краски мастера покрывали подносы лаком. Эти творения давно уже стали редкостью и их используют, как декоративное панно.

Французских тарелок, датированных 19 веком, осталось меньше сотни на всем белом свете. После революции во Франции стали открываться коммуны, и в одной из них под названием «Монтеро» было открыто гончарное производство. И поскольку все граждане тогда находились под воздействием революционных идей, стали выпускать тарелки с соответствующими сюжетами в серии «Говорящие тарелки». На обороте каждой тарелки наносилась надпись, служащая комментарием к картинке. Прочесть эти пояснения трудно до сих пор, так как написано все витиеватым рукописным почерком с вычурными завитушками. Например, одна из надписей передает французскую пословицу: «Гвоздем по гвоздю ударяют». А на рисунке следующая мизансцена: кошка охотиться на мышку, а человек на кошку (в тот период в стране царил голод). Ничего не скажешь, посуда, возбуждающая аппетит! На другой тарелке, опять-таки, рисунок революционного содержания – дезертир, закутавшийся в плед с оружием, готовый отражать любое нападение. Эти изделия стали коллекционной редкостью и также имеют оригинальные номера. Было выпущено ограниченное количество наборов тарелок из 25 штук. В музее хранятся три из них.

Нередко в буфетах хранились ярко расписанные жестяные баночки. Например, коробка из-под сладостей «Товарищества паровой фабрики», середины 19 века. В 1913 году фабрика была известна своей хорошей рекламой. Благодаря этому товарищество стало поставщиком императорского двора. На этой фабрике работал кондитер, который изобрел новый вид конфет – он первым поместил между вафлями помадку и покрыл все шоколадом. Для оформления он взял известную картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». И эта конфета в голубом фантике производится до сих пор. В 1918 году фабрику национализировали и назвали «Красный октябрь», которая до сих пор выпускает конфеты «Мишка косолапый». После развала союза фабрика оформила патент на этот бренд и не дают право на его использование. А поскольку эти конфеты производили все кондитерские предприятия страны, то стали появляться аналоги в бывших республиках СССР. Так в нашей стране на фабрике «Рахат» провели ребрендинг марки и стали выпускать конфеты «Мишутка» в зеленом фантике. А рецепт конфеты остался у всех одинаковый.

В экспозиции представлены жестяные баночки из-под монпансье Абрикосовской фабрики 19 века. Та же история с императорским двором, дальнейшей национализацией и продолжением в советский период, известной, как Бабаевская фабрика. Хотя сам Бабаев никакого отношения к производству сладостей не имел, а был председателем Сокольнического райисполкома Ленинграда. Здесь разработан рецепт известной марки конфет «Белочка».

Весьма разнообразен дизайн чайных баночек. Среди которых есть и баночки - музыкальные шкатулки, и емкости, запирающиеся на  замочек. Сейчас выглядят странно жестяные банки с манной крупой, производства 1960 годов, с инструкцией по приготовлению прикорма для грудничков 5 и 10% содержанием крупы.

Примус и керогаз – это разновидности приборов для приготовления пищи, которые заправлялись керосином или бензином. Это то, что было до газа и электроплит. Сотрудники музей нашли интересную книжку для детей – «Машинная сказочка» поэта Николая Огнивцева, в ней рассказывается, как Примус захотел стать Фордом и жаловаться в местком, где заправляли Мясорубка и Сковородка, те направили его в профком. Так идя по инстанциям, Примус дошел до самого всесоюзного старосты Калинина, который разъяснил ему: «Что никакой автомобиль не сможет ездить, если водитель не поест котлет и щей, поэтому, ты важней!».

Кстати, с именем Калинина старый Семипалатинск имеет много исторических завязок. Например, мясокомбинату было присвоено его имя, потому что Михаил Иванович приезжал на его открытие и, наглотавшись  пыли, порекомендовал высаживать тополя. Местные власти тут же кинулись исполнять ценное указание руководства и массово стали сажать тополя, не разбирая, какое начало они имеют: женское или мужское. Таким образом, покрываться пухом, в период цветения деревьев, город стал именно благодаря Калинину.

В коллекции музея и посуда фабрики марки «Ильминау», работавшей с 1777 года, где производилась известная марка «Мадонна». Поскольку завод давно закрылся, его продукция тоже стала большой редкостью.

Есть забавные истории, связанные с появлением первых столовых приборов из мельхиора и прочих не драгоценных металлов. Наполеон III, много финансировал науку и всякие прогрессивные, как сейчас сказали бы, инновации. Так, на большом пиру императору презентовали ложки и вилки из алюминия, которые подали только самым избранным, а людям попроще обычные приборы – из золота.

В каждом серванте советской эпохи стояли узнаваемые, но мало используемые наборы в виде рыб «Карповое семейство».

В Казахстане мало распространены были куман и куманок, в которых подавали вина. Куман – это сосуд похожий на чайник, только плоский по бокам, а куманок – похожий на него сосуд, только в виде большого бублика. Дырка посередине – чтобы удобно держать.

Граненый стакан, со своей кажущейся простотой, на самом деле выдающееся изделие, придуманное скульптором Мухиной, автором легендарной монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница». Причем к дизайну приложил руку и художник Малевич.

В вот экспонат напоминающий орудие средневековой пытки – это вафельница, весьма тяжелая и громоздкая, с которой могли управиться при приготовлении крошечных печенюшек, два накаченных кулинара.

Традиционно на пасху пекут куличи и многие считают, что исключительно из дрожжевого теста. А на самом деле куличи пекли из творога, сливочного масла, сухофруктов, ягод в специальной форме. а вот несколько непонятных приборов – это линейка эволюции приспособлений для извлечения косточек из вишни. Ушли в прошлое жестяные формочки для выпечки печенья, ручной миксер, ситечко для чайника, молочный сторож для кипячения молока – небольшой диск с отверстиями. Этого сторожа клали на дно кастрюли с молоком, и когда оно начинало закипать, диск легонько подрагивал и производил определенный звук. Хозяйки понимали, что пора снимать молоко с плиты.

В советское время были популярны разливные напитки – многое продавалось на розлив из бочек: молоко, пиво, квас. Поэтому широко применялись бидоны: алюминиевые, эмалированные. 

Появление столовых при заводах и фабриках требовало большого количества тарелок и других приборов. Но так как тарелки нередко посетители норовили унести с собой, то на тарелки стали наносить клейма. Сначала «Нарпит» – народное питание, позже – «Общепит».

Сифоны разных видов, например, с капсулами с углекислотой, когда любой напиток можно было сделать газированным. Сифоны утратили свою популярность с появлением бутылированных газировок и автоматов для розлива.

Рюмки назывались «муха», куда наливалось по 20-40 грамм спиртных напитков, которые давали в трактирах бесплатно для аппетита, так сказать. Отсюда пошло выражение «быть под мухой».

Тематические тарелки с сюжетами утиной охоты или просто птицами. Также были распространены в столовых небьющиеся тарелки и кружки – эмалированная посуда.

Забытый алкогольный напиток «Казахстанский бальзам» – по крепости почти как водка, но на травах. Многие знают «Рижский бальзам», а свой отечественный нет.

Хрусталь – украшение дома, престиж для хозяйки, без которого не обходился ни один сервант в советской семье.

Вопрос умеренного потребления алкоголя волновал человечество всегда. Еще Архимед изобрел кружку с дозатором, которую можно было заполнить ровно наполовину, если переливалось хоть на грамм жидкости, то из кружки выливалось все содержимое.

Весной в музее проходила выставка редких открыток. В коллекции, в том числе были открытки, изданные в 1960-е годы в Пекине, с видами пещер, с расписными стенами. Набор открыток был с репродукциями китайского художника. Делегация КНР, приехавшая в Семей с деловым визитом, посетила музей. Они долго стояли у этой витрины и были очень довольны. В благодарность они преподнесли музею сервиз для чайной церемонии. Причем на дне чашек нарисованы рыбки, а когда сверху наливался чай, то рыбки словно оживали, происходил эффект движущейся рыбки.

В конце встречи сотрудники музея наградили  журналистов благодарственными письмами за сотрудничество, и преподнесли им оригинальные сувениры, среди которых открытки с изображением старого Семипалатинска – это репродукции с картин местного художника и сотрудника музея Руслана Шакабаева. Большое спасибо нашим коллегам из музея Достоевского, которые подарили нам незабываемые минуты эстетического наслаждения, приятного отдыха и впечатлений, открыли для нас много новых фактов. Отдельная благодарность Алле Белякиной, которая провела для нас экскурс в далекое и недавнее прошлое.     

Айман ШАРИПХАНОВА

ФОТО: Руслан Шакабаев

Читают также:

Вопрос / Ответ




Опросы

Основной источник информации для Вас?

Новости
Политика
Экономика
Культура
Жизнь
© Газета «Спектр», 2014. Все права защищены.
Перепечатка с сайта для печатных изданий разрешается при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.spectr.com.kz
Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
На сайте могут использоваться фото и видеоматериалы из открытых источников.
Наши вакансии
Адрес: 071400, Казахстан, область Абай, г. Семей, ул. Шугаева, 30
Тел.: 8 (7222) 56-15-87
Тел.-факс: 8 (7222) 52-00-86, 8 (7222) 52-13-14