Жертвы не были знакомы, так что, казалось, эти дела не были связаны друг с другом. Но вскоре следователи поняли – злодеяния творят одни и те же люди. Об этом свидетельствовал "почерк" убийц: все преступления были совершены по правилам военного дела, словно орудовали профессиональные диверсанты. Почти год велось расследование, которое впоследствии стало известно как "Дело банды "морских котиков".
Кровавый арсенал
Девять месяцев потребовалось следователям, чтобы установить личности и задержать двух главных преступников: Алексея Спильника и Артема Собковича. Именно они с лета 2000 года совершили в Калининградской области 12 убийств. Целью каждого нового эпизода становилась добыча оружия, ведь только с ним бандиты могли замахнуться на дела покрупнее – ограбить банк или инкассаторскую машину. Что это им по силам, экс-бойцы элитного подразделения «морских котиков», не сомневались. Было бы оружие.
Чтобы не погореть в самом начале, Спильник и Собкович наметили цель попроще. Их первой жертвой стал часовой-пенсионер Василий Романовский. Стоявшего в карауле на военном аэродроме в Чкаловске старика закололи кортиком. Тело выбросили в ближайшее болото. Там его и нашла поисковая бригада. Самозарядный карабин Симонова с 10 патронами, которым был вооружен часовой Романовский, бесследно пропал.
Каково же было удивление оперативников, когда на месте пожара автостоянки вневедомственной милиции обнаружили тела двух охранников, расстрелянных из карабина убитого Романовского. Как позднее установит следствие, Спильник и Собкович закидали автостоянку «коктейлями Молотова», а выбежавших тушить пожар милиционеров Андрея Акимова и Константина Дешковича расстреляли из карабина. Добычей налетчиков стали пистолеты убитых. Тогда и возникла версия, что преступления совершаются с одной целью – добыть как можно больше оружия.
При задержании у бандитов изъяли весь украденный арсенал – три штурмовых винтовки АКС-74, самозарядный карабин Симонова, пистолет Макарова, патроны.
Убрать свидетеля
Оперативников поражала дерзость, точность и быстрота налетов. Действовать так организованно и четко простые уголовники не могли. Бандиты, без сомнений, имели профессиональную военную подготовку, которая обеспечивала успех в деле. Они проводили разведку и заранее выясняли всё о цели нападения, просчитывали различные сценарии и продумывали пути отхода, выбирали беспроигрышный вариант нападения. Даже схроны для похищенного оружия и могилы для трупов готовили заранее.
Но без накладок всё же не обошлось. Очередной жертвой банды стал «гаишник» Юрий Борисов. В ходе следствия позднее выяснится, что он стал невольным свидетелем убийства милиционеров на автостоянке. Спильник и Собкович выследили мужчину и застрелили из того же карабина прямо в его гараже. Затем отвезли труп Борисова на его же «девятке» в лес. Машину подожгли, а тело выбросили в яму. При осмотре гаража оперативники нашли следы крови и гильзу от засветившегося карабина.
Позже на суде бандиты заявили, что убивать гражданских не планировали. Но приходилось устранять тех, кто оказывался «не в то время и не в том месте». В их числе оказался Вадим Данчин. В один из дней он ехал по проселочной дороге на черном Фольксвагене и увидел мужчин, которые что-то прячут в лесу. Особого значения увиденному не придал, проехал мимо. Но спустя время его машину нашли сожженной, а поблизости – два тела. Одно – Вадима Данчина. Второе – Анжелы Гвоздаревой. Женщину Вадим подвозил после работы, не догадываясь, что невольно приговаривает ее к смерти.
«Еще на что-то годимся»
Командиры Спильника и Собковича характеризовали бойцов как образцовых. Они беспрекословно выполняли приказы, показывали отличные результаты на полосе препятствий и стрельбище. После увольнения из элитного спецподразделения «Парус» «морские котики» попытались продолжить службу на гражданке. Но в других спецподразделениях подписывать с ними контракт не спешили. Да и в милицию или ФСБ почему-то не брали. Тогда, по словам самих бандитов, они и решили доказать, что «еще на что-то годятся». На суде признавались, что планировали убивать «только подготовленных», то есть милиционеров и военных.
После убийства свидетеля Борисова бандиты обстреляли караульного войсковой части под Ладушкиным в Калининградской области. Рядовому Андрею Полеву чудом удалось избежать смерти. Выбежавшие из казарм солдаты спугнули налетчиков, которым пришлось ретироваться. Первый провал поколебал моральный дух Спильника и Собковича. Они решили затаиться до весны, чтобы с мая 2001 года устроить «настоящий беспредел». За лето они убили еще 8 человек.
Первым погибшим стал 24-летний матрос Дмитрий Каплин, стоявший в карауле на авиационном складе у поселка Прохладное. Раненный в перестрелке Каплин начал отстреливаться и «зацепил» одного из нападавших, но продержаться до прибытия подмоги не смог. Бандиты забрали у него «калаш», с которым пошли на новое дело.
Из автомата погибшего Каплина налетчики расстреляли милиционера Александра Угрюмова, охранявшего одну из калининградских автозаправок. Под пули попала Элина Жохова, работавшая на АЗС оператором. Раненого милиционера нападавшие добили контрольным в голову. Забрали пистолет, рацию и дубинку. Лежащей на полу женщине повезло – бандиты сочли ее мертвой, но доставленная в реанимацию жертва выжила.
Очередной целью Спильника и Собковича стал склад боеприпасов Балтфлота в Рябиновке под Калининградом. Налетчики расстреляли часовых Романа Полуэктова и Николая Захарова из заранее сделанного укрытия, добили упавших матросов контрольным в голову и похитили автоматы, патроны и штык-ножи.
«Лекарство» от безденежья
Убийцы неоднократно меняли показания. Высказывали разные причины, побудившие их пойти на преступления. Сначала говорили, что оружие требовалось им для того, чтобы навести порядок в родном городе – ликвидировать криминальных «авторитетов». Потом – что во время чеченской командировки познали «вкус убийства», отказаться от которого на гражданке не смогли.
Пытались давить на жалость и объяснять свои преступления «бытовой неустроенностью и хроническим безденежьем». Поправить материальное положение бандиты смогли лишь после последнего убийства. У Андрея Куватова и Ларисы Куликовской они забрали 50 тысяч долларов, а затем казнили калининградцев.
Позднее Спильник и Собкович взяли в банду бывшего «вэдэвэшника» Павла Борисенкова. Ему поручали прятать трупы. После суда ему дали 10 лет. «Морских котиков» осудили на пожизненное. Собкович отбывает наказание в ямало-ненецкой колонии. Спильник через 2 года после суда умер в камере. По официальной версии, от передозировки наркотиков.
Источник: Русская Семёрка
ФОТО: zolya.ru
Одна семья не хочет участвовать в сборе денег для дома. Соседи предлагают взыскать с них их часть суммы. Как это сделать?
08 октября 2024, 08:10
Если банк лишили лицензии, как возмещаются вклады
24 июля 2024, 14:15
Как получить техпаспорт на недвижимость через ЦОН?
10 июля 2024, 11:08
Как заменить водительское удостоверение?
29 мая 2024, 09:21