воскресенье
1 декабря 2024

По кличке “Червонец”: дело Сергея Мадуева

23 сентября 2023, 08:30
Просмотров: 567
По кличке “Червонец”: дело Сергея Мадуева 3 мая 1991 года в ленинградском Следственном изоляторе № 1, более известном как “Кресты”, произошло ЧП: заключённый Сергей Мадуев, вооружившись револьвером, пытался совершить побег. Бандита обезвредили и вернули в камеру, а для расследования инцидента собрали следственную группу. Вскоре выяснилось, что револьвер Мадуев получил от следователя…

Начало

Сергей Мадуев родился в июне 1956 года в спецпоселении для преступников в Караганде (тогда Казахская ССР, ныне Казахстан), в многодетной семье кореянки и чеченца. Отсюда его немного необычная внешность. Изначально мальчик звался Али Арбиевичем, много позже он стал Сергеем Александровичем. Мать Мадуева отбывала наказание за спекуляцию, а отец – за сопротивление депортации.

После освобождения родители Али расстались. По одним данным, они поделили детей, по другим – отец уехал на родину один. Мать осталась в Казахстане и скоро пустилась во все тяжкие. Женщина периодически “уезжала” на новый срок, и тогда детей сдавали в детдом. Потом возвращалась – и всё начиналось по новой. Детьми никто не занимался, их били и могли запросто выгнать из дома – вне зависимости от сезона и времени суток. Они часто ходили голодными. Чтобы прокормиться, Али стал воровать – в ту пору мальчик был ещё дошкольником.

При таких исходных данных жизненная стезя Мадуева по большому счёту была предопределена.

Первый срок он получил в 1974 году – Каскеленский райсуд Алма-Атинской области приговорил 18-летнего Али к 6 годам за соучастие в краже. Естественно, ни о каком перевоспитании молодой преступник не думал, и после освобождения в 1980 году вновь принялся за старое. Через год он снова был осуждён, на этот раз на 15 лет.

В 1988 году Али перевели в колонию-поселение, из которой он почти сразу же сбежал. Мадуева объявили во всесоюзный розыск.

В уголовном мире Али Мадуев был известен под кличкой “Червонец” – говорят, что в такси он всегда расплачивался только червонцами и никогда не брал сдачу, даже если стоимость поездки была незначительной.

Сам себя Мадуев называл вором вне закона.

“Гастроли”

В 1989 году по городам Союза прокатилась волна дерзких налётов. В одном из сибирских городов средь бела дня была ограблена квартира секретаря райкома. Секретарь в это время был дома, а его жена подошла чуть позже, но грабителей застала. Сделать супруги ничего не смогли, хотя женщина и пыталась поднять шум. Бандиты, угрожая пистолетом, забрали всё ценное и быстро ретировались.

В Грозном налётчики ограбили дом семьи Вацуевых. Действовали бандиты примерно так же, как и в предыдущем случае – угрожали пистолетом. Испуганные хозяева отдали все ценные вещи сами. Рассказывая следователям о налёте, хозяйка упомянула, что один из бандитов хотел изнасиловать её дочь, но главарь не позволил.

В одном из домов Подмосковья грабители забрали драгоценности и деньги, при этом несколько раз выстрелили из пистолета в потолок. Хозяину дома стало плохо. Тогда, по воспоминаниям хозяйки, главарь поднял вверх руку и пообещал вызвать неотложку. Так и сказал: “Я вызову скорую! Не верите?! Вызову!” И действительно вызвал. Зашёл в ближайшую аптеку и, хоть и не сразу, дозвонился в “03”, несмотря на то, что в любой момент мог быть схвачен.

Сыщиков такой широкий жест поразил.

Во всех случаях грабителей было трое. Главаря и потерпевшие, и работники аптеки описали как высокого молодого мужчину с необычным разрезом глаз.

Эксперты установили, что выстрелы были произведены из пистолета “Чешка Зброёвка” (CZ). К слову, “засветился” этот CZ и при других ограблениях. Как правило, главарь стрелял в потолок или стены – просто для устрашения. Найденные пули отправлялись в Москву, во всесоюзную гильзотеку.

До поры до времени налётчики довольствовались только грабежами, однако вскоре начали и убивать…

В Ростовской области от рук бандитов погибла семья Шалумовых: хозяина и его жену убили, а их дом, чтобы скрыть следы, подожгли. Но в огне заживо сгорел и годовалый ребёнок пары, которого преступники не заметили.

В Астраханской области в собственном доме были застрелены супруги Айвазовы – в момент ограбления они пытались поднять шум. Соседи рассказали, что за несколько дней до этого Айвазовыми интересовался высокий молодой представительный мужчина, назвавшийся журналистом Владимиром Шпаком. Приехал он на белой “Волге” ГАЗ-21 с запоминающимся номером 43-34.

Владимира Шпака нашли, он действительно оказался журналистом. Недавно мужчина потерял удостоверение, пришлось делать новое.

“Волгу” тоже нашли, а в её двери обнаружили пулю всё от того же чешского пистолета. Хозяин “Волги” сказал, что давал её брату жены, Али Мадуеву.

Мадуева повторно объявили во всесоюзный розыск.

Ленинград

Осенью того же года серия дерзких ограблений прокатилась по Ленинграду. Налёты совершались по знакомому уже почерку, с угрозой оружием и стрельбой в потолок либо стены. Только на этот раз стреляли из револьвера системы “Наган”. Количество нападающих тоже изменилось – теперь их было двое: компанию высокому импозантному главарю составлял молодой и достаточно агрессивный парень славянской внешности.

11 октября бандиты на глазах домработницы тяжело ранили пожилую женщину, Анну Михайловну Юрих, из-за того, что она начала шуметь.

Несколько месяцев за жизнь Юрих боролись в больнице, но спасти так и не смогли – в феврале 1990 года женщина умерла.

Ограбления происходили одно за другим. Интересно, что налётчики всегда точно знали, что ценного есть в квартирах, где что лежит, когда хозяева бывают дома, а когда нет. Всё это говорило о том, что бандиты к преступлениям тщательно готовились.

Не обходилось и без широких жестов. Одна из потерпевших рассказала, что главарь – высокий элегантный мужчина –  вернул ей часть денег, когда узнал, что она беременна.

По показаниям свидетелей был составлен фоторобот. Несколько раз милиционеры на улицах останавливали и задерживали похожих мужчин, но всё было не то.

В декабре в одном из кооперативных кафе был застрелен 23-летний швейцар, по некоторым данным он не пропускал в зал посетителя в верхней одежде. Посетитель достал револьвер и 2 раза выстрелил, второй выстрел сделал в голову. Потом повернулся к многочисленной публике и спросил: “Может, ещё кто-то хочет?”.  После этого спокойно вышел из кафе, сел в машину и уехал.

Свидетелей было много, стрелявшего запомнили хорошо: высокий, элегантный, представительный. Уехал на такси, причём машина, скорее всего, его ждала. Некоторые запомнили последние цифры её номера. Автомобиль нашли быстро, он стоял в одном из дворов, в багажнике машины лежали вещи с одной из ограбленных квартир. Водителя задержали. Поначалу он нёс какую-то околесицу и путался в показаниях, а затем признался, что на протяжении нескольких месяцев возил по разным адресам двух мужчин: Андрея Львова и Романа. Где они сейчас, он не знает, но слышал, что они что-то говорили про поездку в Ташкент.

Львова объявили во всесоюзный розыск.

Ташкент

В начале 1990 года бандиты действительно засветились в Ташкенте – они попытались совершить очередной налёт на один из домов на окраине города. Но получили жёсткий отпор: хозяином дома оказался недавно освободившийся уголовник Бруснецов, он вступил с молодым налётчиком в драку, которая переросла в перестрелку, в ходе которой Бруснецов был убит, а налётчик тяжело ранен. Мать Бруснецова также была ранена – в грудь и в голову, – однако сознание не потеряла, а видела (и позднее рассказала), как второй грабитель подошёл к своему подельнику и добил того выстрелом. Затем забрал у него документы и ушёл.

Львова задержали на ж/д вокзале Ташкента, он купил билет до Москвы в купейный вагон. В вагоне его и взяли. Обыскали, нашли револьвер, затем пристегнули наручниками, причём второй наручник пристегнули к сопровождающему милиционеру. Неожиданно Львов свободной рукой вытащил из-за пазухи гранату…

После долгих увещеваний его уговорили пройти в помещение вокзальной милиции. Там Львов приказал пристёгнутому к нему милиционеру сжечь все его (Львова) документы и записную книжку.

Тем временем на подмогу вызвали снайпера. Решили, что он стрельнёт с улицы в окно, Львов выронит гранату, а кто-нибудь из сотрудников быстро её поднимет и выкинет в пустой коридор. Всё вышло именно так, а граната в итоге оказалась учебной.

Попытка побега из “Крестов”

Львова этапировали в ленинградские “Кресты”. Выяснилось, что это не кто иной, как Али (он же Сергей) Мадуев по кличке “Червонец”, находящийся во всесоюзном розыске за побег и многочисленные преступления.

Мадуеву предъявили обвинение более чем в 60 преступлениях.

Фактически сразу он признался в ташкентском убийстве своего напарника и сообщил, что того звали Романом Чернышовым. К тому времени Чернышова уже похоронили как безымянного, пришлось проводить эксгумацию и вызывать родственников убитого на опознание.

Делом “Червонца” занялась бригада под руководством следователя по особо важным делам генеральной прокуратуры СССР Леонида Прошкина.

Мадуев охотно давал показания, указывал места преступлений, спокойно “сдавал” своих сообщников, подписывал протоколы, даже не читая. Почти каждый день он встречался со следователями, свидетелями и потерпевшими, и почти всегда появлялся в элегантных светлых классических костюмах, был в хорошем настроении, шутил и смеялся.

Несмотря на то, что Сергей нигде толком не учился, он вырос достаточно умным и эрудированным. К тому же обладал природной харизмой и обаянием. Выбери Мадуев другой путь, наверняка добился бы успеха и признания. Кто знает, может, именно поэтому иногда он делал широкие жесты, такие, как вызов “Скорой помощи” пожилому мужчине или возвращение части денег молодой беременной женщине. Хотел придать своей деятельности более привлекательный и человечный вид.

Постепенно людская молва сделала из Мадуева современного Робин Гуда, отнимающего деньги у богатых и заботящегося о бедных. Не эти ли поступки стали тому причиной?

Своё обаяние Сергей умело использовал и при общении с женщинами: импозантный, начитанный, непьющий, щедрый – устоять перед ним было невозможно. В каждом городе у Мадуева имелась своя дама сердца, ведь снять номер в гостинице не всегда представлялось возможным. Для каждой он находил нужные слова, каждой дарил цветы и подарки, а с детьми этих женщин охотно играл. К детям Сергей относился очень хорошо – он помнил своё несчастливое, полное лишений детство, и не понаслышке знал, что такое быть нелюбимым и ненужным.

Все любовницы Мадуева запомнили его только с этой – хорошей стороны. Но была и другая – сторона вора, грабителя и убийцы. За всю свою взрослую сознательную жизнь “Червонец” пробыл на свободе всего 17 месяцев…

Для дальнейших следственных действий “Червонца” нужно было перевозить в Москву – там, в Бутырке и Матросской тишине, сидели его подельники, братья Мурзабековы.

3 мая 1991 года Мадуева доставили в специально отведённое в “Крестах” место для сверки документов. Далее обвиняемого должен был забрать конвой спецэтапа. Неожиданно Мадуев вытащил револьвер, выстрелил в стену и приказал его отпустить. Затем бросился бежать по коридору. Наперерез ему выскочил майор Е., “Червонец” без раздумий пустил в него пулю (майор остался жив). В это время конвоиры уже подняли тревогу. Преступника задержали.

Шансов скрыться у Мадуева всё равно не было – то ли по незнанию, то ли из-за волнения, но он побежал в сторону внутреннего двора.

Расследованием побега занялся КГБ.

Проверили револьвер – это было именно то оружие, которым Мадуев пользовался во время ограблений в Ленинграде и Ташкенте. Оно лежало в сейфе прокуратуры СССР как важнейший вещдок, а доступ к сейфу имели только те, кто занимался этим делом. Значит, и Мадуеву револьвер передал кто-то из следственной группы.

Сам Сергей охотно назвал фамилию одного из следователей… потом вторую… третью… Стало понятно, что настоящего “помощника” он выдавать не собирается.

Ниточку к разгадке дала сестра обвиняемого, она сказала, что пару месяцев назад ей звонила какая-то женщина и просила достать пистолет – он нужен для побега. В следственной бригаде была всего одна женщина – Наталья Воронцова. В прокуратуре она проработала 11 лет. Достигла определённого карьерного роста, ведь женщин-следователей по особо важным делам – единицы.

Позже, когда уже стало всё известно, Мадуева спросили про отношения с Воронцовой. Он ответил: “А она что, не от мира сего?” И добавил, что она так же, как все, хочет кушать, хочет хорошо жить, хочет быть счастлива в личной жизни… Такие болевые точки есть у всех, их надо только найти.

“Какая любовь? Вы посмотрите на меня и не неё. Она, может, и любила, но я ей в любви не клялся. Конечно, я подлец, я воспользовался и тому подобное, но в моём положении выбора нету…”, – резюмировал Мадуев.

“Червонец” попросил, чтобы Воронцова провела его очередной допрос, он де постарается уговорить её во всём признаться. В комнате установили скрытую камеру, поэтому встреча, больше похожая на романтическое свидание, была записана.

Когда Наталье предъявили показания сестры Мадуева, показания самого Мадуева, а также видеозапись со скрытой камеры, женщина заплакала и во всём созналась. Объяснила, что ею двигало чувство справедливости, ведь на Сергея повесили даже те преступления, которых он не совершал. О наличии романтических чувств Воронцова тогда не говорила, но коллеги были уверены, что дело как раз в чувствах: только безумно влюблённая женщина может настолько потерять голову, чтобы в итоге разрушить свою жизнь.

Наталье Воронцовой дали 7 лет. Говорят, что после освобождения она поменяла фамилию и уехала из России.

Много позже Воронцова дала интервью федеральному каналу, где всё же призналась, что ей двигала любовь, но первопричиной помощи всё равно назвала желание восстановить справедливость.

Благодаря этой истории Сергей Мадуев стал очень популярен. Журналисты прозвали его последним бандитом СССР, о нём делали репортажи, писали статьи, в которых порой описывали случаи, больше похожие на небылицы. Например, о том, что Мадуев украл 2 воровских общака и на расправу с ним послали дюжину бандитов. Однако “Червонец” сумел выйти сухим из воды. Как именно всё происходило – не уточняется.

Последние годы

Из-за побега сроки расследования увеличились, суд состоялся только через 4 года. За это время Мадуев пытался сбежать ещё дважды: один раз с помощью муляжа пистолета, вылепленного из хлеба, а второй – с помощью настоящего оружия, которое преступнику передали работники СИЗО. Один из них позже на полном серьёзе утверждал, что Мадуев его загипнотизировал.

10 июля 1995 года Сергея Мадуева приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Но вскоре в стране был введён мораторий на применение смертной казни, и расстрел заменили на пожизненное заключение. Получается, Воронцова своим поступком в какой-то степени Мадуева всё же спасла.

Срок “Червонец” отбывал в колонии “Чёрный дельфин”. В декабре 2000 года Мадуев умер. По официальной версии – от сахарного диабета и острой сердечной недостаточности. Хотя относительно причины есть, конечно, и другие мнения.

 

Источник: criminalstories.ru

Читают также:

Вопрос / Ответ




Опросы

Основной источник информации для Вас?

Новости
Политика
Экономика
Культура
Жизнь
© Газета «Спектр», 2014. Все права защищены.
Перепечатка с сайта для печатных изданий разрешается при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.spectr.com.kz
Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
На сайте могут использоваться фото и видеоматериалы из открытых источников.
Наши вакансии
Адрес: 071400, Казахстан, область Абай, г. Семей, ул. Шугаева, 30
Тел.: 8 (7222) 56-15-87
Тел.-факс: 8 (7222) 52-00-86, 8 (7222) 52-13-14