суббота
28 июня 2025

Секреты успешного правления императоров Китая

52 минуты назад
Просмотров: 48
Секреты успешного правления императоров Китая Зная взлёты и падения, Китай и его правители весьма бережно относятся к своему прошлому и будущему. И никогда не мешает, даже если и поздно, поучиться у мудрецов прошлого.

"Если достаточно еды, достаточно армии, то народ доверяет правителю"

Мудрец, советник, учитель Ли Гоу времен империи Сун оставил весьма интересные поучительные записки об экономике, религии, нравственности, - пишет Pravda.ru.

Китайцы уже более тысячи лет назад учили государей, как правильно править государством. Во многом они были правы и предвосхищали будущее

Мудрец в своих наставлениях ссылается на многих учёных мужей, которые жили до него уже во времена Конфуция. А это ни много ни мало ещё сотни лет назад. Так что в Китае тысячи лет назад были озабочены, куда мы идём и как сделать страну сильной.

Кто не согласится с утверждением: "Если достаточно еды, достаточно армии, то народ доверяет правителю". И здесь главное — как используются средства, которые правители получают от народа и земли (читайте — полезные ископаемые).

"Без средств невозможно соорудить города, без них нельзя вкусно покушать, купить одежду, невозможно защитить свои границы", — отмечал Ли Гоу.

Поэтому главное в управление государства — его обогащение, а не "мизерные подсчёты" и взимание податей с населения, которое итак бедствует, что возбуждает недовольство народа и идёт на пользу врагам.

Необходимо соблюдать меру в расходах и потреблении. Особенно это касается приближённых к правителю. Многие из них говорят о бережливости, но "никто не постигает сути этого учения". Китайские мудрецы были правы, "все времена различны, в делах происходят постоянные изменения".

Но императору приходится тратить огромные суммы на себя и своих приближённых, на свою охрану, на постоянные набеги врагов на границы. И всё это идёт одному правителю, но денег не хватает. Что же делать?

Древние говорят: "Кто расточителен — тот развязан, кто бережлив — тот сдержан". Так не лучше ли быть сдержанным, чем развязным.

Когда-то император Вэнь Ди довольствовался одеждой из грубой ткани, платье любимой жены не волочилось по земле. Он также отказался от постройки дорогостоящих дворцов. Он заботился о безопасности государства, пусть и в ущерб расточительным приближённым, но оказывая помощь народу, который бедствовал от поборов правительственных чиновников.

Император Цзин Ди уменьшил налоги с населения, и так продолжалось сто лет. Семьи в достатке, закрома государства от собранных урожаев были полны, есть немало средств на разные нужды. Как говорили современники, в стране было такое изобилие, что "стали преть от долгого лежания нитки на связках монет" (монеты в Китае вплоть до недавнего времени имели отверстие в монетах). Так что во всём должна быть умеренность, о чём забывают "расточители".

Работать и работать — это касается не только народа, но и верхов

И через тысячелетия актуально изречение: "Зерно — это жизненная артерия народа, а налоги — сокровище государства". А для этого нужно население, расширение пахотных земель. И правитель это должен понимать. Цзин Ди приказывал в бесплодных и малоземельных округах не заниматься земледелием, а переселять народ туда, где земли плодородны, травы густы и много воды. Но бедным нужна помощь, а богатым, кому принадлежат огромные поля, нет нужды отправляться в новые края.

Слова, которые должен знать каждый правитель: "Когда кто-то из мужчин не возделывает поля, кто-то голодает. Когда женщина не ткёт, кто-то страдает от холода. А сколько мужчин и женщин не пашут и не ткут! Как же может народ не голодать и не мёрзнуть? Когда народ в нужде, то и место правителя весьма шатко. Никогда не было такого, чтобы народ голодал и мёрз, а в верхах был достаток".

Китайские мудрецы утверждали, что если хотите устранить негодяев и воров из правительственных учреждений, сделайте законы ясными, без кривотолков. Необходимо вести подбор чиновников за их деловые качества, а не по протекции. Если они под контролем, им не совершить махинаций. А если они совершили провинность, пусть идут пахать землю.

Своеобразные советы были даны по отношению к монашеству. Здесь китайцы обогнали европейцев на полтысячелетия. В Европе это закончилось победой протестантизма, а они знали, за что воевали и на ком экономили. В Китае говорили: "Если монахи не заняты земледелием, их кормят крестьяне. Когда монахини не заняты ткачеством, их одевают крестьянки. Когда мужчины холосты, женщины ропщут, и, основываясь на положении инь и ян, усугубляется разврат".

Монахи не платят налоги, они бездельничают, не пополняя казну правителя. Зато лучшие пастбища, леса и озёра они уже заняли. А стоимость, изъятых у монастырей земель, пополнит казну, которая важна для обороноспособности.

Кстати, товарищ Мао многое из этих постулатов принял к действию. И не прогадал. Может быть, поэтому Запад сделал миллиардные вливания в экономику нового Китая. Твёрдый режим, трудящаяся нация, и не разворуют. Коррупционеров здесь не отправляют на ПМЖ на Запад на разворованный бюджет, а ставят к стенке.


Что делает лидера эффективным? И как достичь максимального влияния, то есть оставить после себя наследие?

Принципы, а не сила

Наиболее выдающиеся и уважаемые монархи Древнего Китая правили в соответствии с конфуцианскими принципами, превосходящими расы, классы и границы и продвигающими добродетель, нравственность и сдержанность, - пишет Epochtimes.ru.

Около 2 500 лет назад, когда жил Конфуций, всего за несколько десятилетий до Платона и других прародителей западной мысли, бродивших по городам-государствам Греции, Китай находился в состоянии раздробленности и гражданской войны — это был Весенний и Осенний период. Конфуций стремился вернуться к гармонии начального периода династии Чжоу (1046-771 гг. до н.э.), когда добродетельный монарх правил независимыми гражданами, которые в свою очередь уважали его власть.

Конфуций учил, что в то время как социальная и политическая иерархия была естественным и желательным аспектом цивилизации, все — от крестьянина до правителя — должны были следовать универсальным ценностям и важнейшим добродетелям: сыновней почтительности, доброжелательности, справедливости, правилам приличия, мудрости и вере.

Традиционные общечеловеческие ценности в противовес принуждению описаны в следующей фразе из «Правил студентов», учебника XVI века, известного поэтическим изложением конфуцианского учения:

«Людей можно подчинить силой, но в своих сердцах они будут роптать; только тогда, когда следуют принципам, не будет разногласий».

Не напрямик

Авраам Линкольн говорил о власти как о проверке характера человека. Кому-то может быть дана власть, но только при использовании её для выражения внутренней силы и выдержке его действия будут эффективными, а наследие — уважаемым.

В 1662 году восьмилетний император Канси начал своё 61-летнее правление в Китае. За двадцать лет до этого его сородичи маньчжуры прорвались через Великую китайскую стену и завоевали Китай, установив династию Цин (1644-1912 гг.).

Канси знал, что люди хань, которые составляли подавляющее большинство населения Китая, не были в восторге от перспективы жить под властью маньчжурских завоевателей. Вместо того чтобы отказаться от престола или подчинить себе местное население, Канси изучал труды Конфуция. Он проводил просвещённую политику, основанную на принципах, приемлемых для всех народов империи.

В то время как брак с членами императорской семьи Цин был дозволен только маньчжурам, Канси и его двор соблюдали китайские бюрократические традиции, в частности основанную на заслугах систему экзаменов, благодаря которой образованные талантливые люди могли стать государственными чиновниками.

Во время и после правления Канси маньчжуры постепенно научились уживаться с ханьцами. Обмен между двумя народами, объединёнными древними традициями образования и управления, воплощёнными в жизнь Канси и его потомками, способствовал процветанию всей китайской цивилизации.

Маньчжуры не были единственными иностранцами, управлявшими Китаем. За 400 лет до Канси Монгольская империя, крупнейшая в истории, завоевала Китай, но монголы использовали  более жёсткий подход.

В монгольской династии Юань (1271-1368 гг.) ханьцы считались самой низкой из пяти рас и обращались с ними жестоко. Установив кастовую систему с большинством населения на нижней ступеньке, монгольские правители вынуждены были тратить драгоценные человеческие и материальные ресурсы, чтобы удерживать китайцев на их месте. Восстания вспыхивали повсеместно, и захватчики были вынуждены отказаться от Поднебесной менее чем через столетие после того, как поработили её.

Власть, основанная на завоевании и манипуляции, слаба; хотя мощная армия или хитрый политик может подчинить людей своей воле, эти внешние проявления силы не могут компенсировать её слабость.

Наследие

За 200 лет до Рождества Христова могущественный правитель Ин Чжэн объединил Китай, установив единую династию Цинь. Ему дали имя Цинь Шихуан — первый император.

Законность — идеология Цинь — требовала полной покорности ума и тела государству и его лидеру. Повсюду сжигали книги различных философских школ и хоронили заживо их авторов.

Несмотря на силу и террор, династия Цинь Шихуана не смогла выжить без тирана, основавшего её. После того как первый император умер, страха больше не было, и страна быстро погрузилась в пучину гражданской войны. Последующая династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г.) возродила конфуцианство. Наступил золотой век китайской цивилизации.

Конфуций верил в порядок, установленный с помощью образования и морали, а не силой оружия. По его мнению, эта гармония лучше всего проявилась во времена первых царей династии Чжоу, которые после их поражения в раннем царстве Шан позаботились о том, чтобы основать свою легитимность на универсальном Законе Неба. Правитель — Сын Неба — обязан был вести себя и действовать в соответствии с более высокими стандартами. Несмотря на высокий авторитет, он всё же не имел абсолютной власти и не мог действовать по своей воле.

Династия Чжоу существовала 800 лет и была в Китае самой длинной. Ранние цари в столице Хаоцзин управляли своими подданными на основе сотрудничества и взаимного уважения. Позже Хаоцзин был оккупирован захватчиками, и правители Чжоу фактически потеряли свою власть. Но они по-прежнему пользовались уважением, и региональные владыки продолжали признавать их царские титулы ещё 500 лет.

ВЫДАЮЩИЕСЯ КИТАЙСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ

Поднебесная богата историческими деятелями, которые внесли свой бесценный вклад в развитие страны. На протяжении многих веков здесь правили императоры разных династий, каждый из них вносил свою лепту в формирование великой державы, - пишет Laovaev.net.

  1. Фу Си

Тай Хао (второе имя императора), приравнивался к божеству, и являлся легендарным правителем. Этот великий человек стал первооткрывателем во многих отраслях. Он научил китайцев ловить рыбу – это помогло избежать голода. Обучил приготовлению пищи на разведённом огне – это давало вкусный и горячий ужин, и помогало согреться в холодную пору года. Заложил основы письменности. Именно Тай Хао считается творцом первых восьми триграмм (графических символов основных процессов, происходящих в живой и неживой природе).

Личность императора отличалась и высоким эстетическим восприятием, ведь именно он одним из первых заложил представление о музыке. Много качеств сочеталось в этом легендарном правителе – любовь к искусству и умение приручать диких животных, развиваться и выживать в сложные времена. Фу Си и до сих пор боготворится жителями Поднебесной. Даже существует легенда, что император был мужем богини-матери, а по совместительству и сестры Нюйвы.

  1. Ли Шиминь

Ещё один известный и почитаемый император – Ли Шиминь (так же известен под именем Тайцзун). Вошёл в историю Китайского государства как самый благородный правитель. Тайцзун расположил к себе не только народ Китая, но и соседние страны — Корею и Японию. Период правления этого правителя назван «Золотым царствованием».

В это время активно развивалась экономика, культура и политика, а также иные важные отрасли. Не смотря на свою внутреннюю и физическую силу, Ли Шиминь запомнился истории как милосердный правитель. Управляя страной, он всегда руководствовался принципами чести. Для него, благосостояние народа было на первом месте, он поощрял честность и добродетельство, назначал совестных чиновников, вводил низкие налоги и во истину народные законы.

Согласно поверьям и пересказам, в тот период на улицах было спокойно. Все жили в согласии и гармонии друг с другом. Люди могли не закрывать на ночь двери, так как было безопасно. Также никто никогда не подбирал потерянные вещи. Спокойно можно было путешествовать по стране.

  1. Цинь Шихуанди

Именно на период правления этого императора припадает строительство Великой Китайской Стены. Благодаря Цинь Шихуанди Китай приобрёл своё лицо. Амбициозный Ин Чжэн (так ещё именуют правителя), проявил себя знатоком военного дела. Именно он завоевал шесть государств (из которых в те времена состояла территория Китая) и объединил их в могущественное целостное государство. Конечно, методы его были не самыми гуманными и честными, но, в конце концов, конечный результат дал плоды.

После формирования границ государства, правитель принялся за проведение реформ, поняв, что война – это бесконечная игра, которая не несёт под собой никакого смысла. Так же он понял, что вражда между царствами не может длиться вечно, и, положив конец разногласиям, начал вести совершенно иную политику. При Цинь Шихуанди было сформировано одно из первых правительств (12 министров). Военачальники и административные главы так же назначались императором. Император видел людей насквозь, поэтому всегда верно подбирал чиновников. Благодаря ему были проведены успешные военные и сельскохозяйственные реформы.

Стоит отметить, что во время правления Ин Чжэна, были унифицированы системы мер и весов, а так же была введена единая денежная система.

  1. У Ди

Ещё один император, который зарекомендовал себя как блистательный правитель. И не удивительно, ведь период правления У Ди характеризуется необычайным развитием Китая. В эту эпоху этико-философское учение конфуцианство закрепило свой статус. Китайская империя расширила свои границы, что сделало державу могущественней. У Ди улучшил дипломатические отношения с Центральной Азией, а так же установил первые статуи Будды в Китае (все чаще стали проводиться буддийские ритуалы).

В период своего правления, император У Ди проявлял мудрость, невзирая на юный возраст. Были проведены ряд мер по совершенствованию административного аппарата. Для чиновников, которые приступали к работе, теперь проводились экзамены. Немного позднее, император сменил старшее поколение чиновников на молодое, которое привносило новые подходы и знания в управлении. Молодые чиновники были более активными и талантливыми. Правитель с уважением относился к своим подчинённым. Он всегда считался с их мнением даже если оно не совпадало с императорским. Однако, стоит отметить, У Ди действовал жестко в случае нарушения законов. За неповиновение применялась смертная казнь, поэтому все старались жить в согласии.

Император также проявил себя талантливым военнокомандующим и дипломатом.

  1. Великий Юй

Ещё один знатный император, который прославился своей борьбой со стихийными бедствиями.

По поверьям, в период его царствования, в Китае было много наводнений, которые мешали развитию страны, а так же уничтожали то, что уже было нажито. Ничего не помогало – ни укрепительные сооружения, ни плотины, всё страдало от беспощадной стихии.

Юй обеспокоился таким ходом событий и начал усердно изучать строение водоёмов, чтобы узнать, почему все его старания тщетны. Юй нашёл сельского мастера, вместе с которым разработал систему, помогающую бороться с бедствием. Была создана оросительная система, которая помогала отводить воду в поля.

Великий Юй разделил государство на девять провинций.  Такое административное деление помогало сохранять контроль над государством. Был введён налог для каждой провинции, что стимулировало развитие сельского хозяйства (активно начал выращиваться рис). Большая часть урожая шла в хранилище, чтобы в период неурожаев, победить голод. 

Это наиболее выдающиеся и значимые императоры Китая, правление которых вошло в историю Поднебесной с положительной стороны.

 

 

ФОТО: pixabay.com

Читают также:

Новости
Политика
Экономика
Культура
Жизнь
© Газета «Спектр», 2014. Все права защищены.
Перепечатка с сайта для печатных изданий разрешается при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.spectr.com.kz
Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
На сайте могут использоваться фото и видеоматериалы из открытых источников.
Наши вакансии
Адрес: 071400, Казахстан, область Абай, г. Семей, ул. Шугаева, 30
Тел.: 8 (7222) 56-15-87
Тел.-факс: 8 (7222) 52-00-86, 8 (7222) 52-13-14