«У этого футболиста есть только одна проблема: у него нет страны», – писали израильские журналисты о нападающем Тото Тамузе в 2006 году. И они были правы. Тамуз прошел отбор в сборную Израиля, с трехлетнего возраста жил в Петах-Тикве и свободно говорил на иврите. Но в глазах властей он по-прежнему оставался странным кочевником, непонятно как оказавшимся в стране: Тамуз не был евреем и не имел израильского гражданства. «Когда мой отец отправлялся сюда в 90-м, он вряд ли думал, что с этой страной окажется связана вся моя жизнь», – вспоминал спортсмен в одном из интервью, - вспоминает jewish.ru.
Тото Тамуз родился в Нигерии в 1988 году. Его отцом был Клемент Темиле, многообещающий футболист, который играл за Бенин-Сити – команду из высшей лиги страны. В 90-м Темиле решил отправиться на поиски лучшей жизни. Нигериец заключил контракт с израильским клубом «Бейтар Нетанья» и переехал в Израиль вместе с женой и Тото, которому было всего два года.
Проблемы в семье футболиста начались почти сразу. Уже в 91-м «Бейтар Нетанья» столкнулся с серьезным финансовым кризисом и перестал платить игрокам зарплату. Родители Тото вернулись в Нигерию. Но перспективы трудоустройства на родине были так туманны, а денег так мало, что Тото решили оставить в Израиле – на попечении одноклубника Клемента. Так трехлетний ребенок оказался в Земле обетованной без родственников.
Он жил в семье друга отца до восьми лет, но затем судьба сделала новый поворот – Тото взяла в свою семью израильтянка. Она оформила на мальчика опекунство и фактически стала его второй мамой. До официального усыновления дело так и не дошло, но Тото стал носить ее фамилию – Тамуз. Под ней он и вошел в историю израильского спорта.
«С футболом все случилось довольно быстро. Пределом моих мечтаний было оказаться в старшем составе “Хапоэль Петах-Тиква”, клуба из высшей лиги. Но совсем скоро мной уже интересовался иерусалимский “Бейтар”, а затем и сборная», – вспоминал Тамуз.
В дебютном сезоне за «Петах-Тикву» в 2005-м он забил впечатляющие 11 голов в 28 матчах. А в 2006-м на 18-летнего игрока претендовали сразу две национальные команды – Израиля и Нигерии. Африканскую сборную тогда возглавил немецкий специалист Берти Фогтз. Помня, что Тамуз – коренной нигериец, он позвал его к себе и даже включил во временный состав на один из отборочных матчей к чемпионату мира. Но Тото заявил, что будет играть только за Израиль. «Это моя настоящая родина, и я с гордостью встану под ее флагом! – сказал он. И добавил: – Надеюсь, что и она отнесется ко мне соответственно».
Казус Тамуза – «суперталанта» и «самого перспективного футболиста года», как назвало его издание «Хаарец» – заключался в том, что у него до сих пор не было израильского гражданства. Футболист находился в Израиле по временному виду на жительство, продлевая его раз в несколько лет. А по правилам ФИФА играть за национальные команды могли только официальные граждане стран. В конце концов международная федерация позволила Тамузу войти в состав сборной Израиля по специальному разрешению. Оно тоже было временным и действовало меньше года. Уже летом 2007 года ФИФА заявила, что с паспортом Тамуза нужно что-то решать – иначе он лишится права играть за национальную команду. К тому времени футболист отметился двумя голами в ворота сборной Андорры в рамках квалификации к Евро-2008.
Израиль очень хотел пройти отбор на европейский чемпионат, а на кону стоял важный отборочный матч против Англии. В итоге документы на гражданство Тото Тамуза рассматривали и готовили в срочном порядке – под личным контролем тогдашнего министра внутренних дел Рони Бар-Она. Футболист получил израильский паспорт в августе 2007 года – за две недели до матча с англичанами. «Это были быстрые и очень своевременные действия. Тото Тамуз теперь официально в рядах сборной – отличная новость для всех любителей спорта», – сказал Ави Лузон, председатель IFA, федерации футбола Израиля.
Правда, тот матч закончился разгромом для израильтян – они проиграли 0:3 и не попали на Евро. Но Тамуза хвалили все равно. «Он стал головной болью для обороны британцев и не забил только по какому-то злому року судьбы», – писали журналисты.
Сам Тамуз на фоне этих похвал и вмешательства первых лиц государства в свою судьбу стал вести себя как заправская рок-звезда. В СМИ сообщали о его загулах в ночных клубах, романах с моделями и конфликте с тренером «Бейтара» Ицхаком Шумом. В составе иерусалимского клуба футболист дважды становился чемпионом Израиля и дважды брал Кубок. При этом он утверждал, что в раздевалке царит «нездоровая атмосфера», а его самого «недооценивают». Он не стеснялся публично показывать недовольство, когда Шум менял его во время матчей на других игроков.
Проблем добавляли и болельщики «Бейтара», которые заработали себе репутацию радикалов. В 2010-м во время одного из матчей они скандировали: «Дайте Тото банан!» Тамуз огрызался в ответ. Позже за поведение фанов на клуб наложили дисциплинарное взыскание, а Тамуз перешел в тель-авивский «Хапоэль». «В “Бейтаре” было тяжелое время, – признавался он в интервью. – Оно заставило меня повзрослеть».
В составе «Хапоэля» Тамуз еще дважды становился чемпионом и обладателем Кубка страны. В сезоне 2010–2011 он стал лучшим бомбардиром израильской премьер-лиги, забив 21 гол. К Тамузу присматривались шотландцы из «Глазго Рейнджерс», но сам он неожиданно подписал контракт с «Уралом» из Екатеринбурга. «Это было неправильное решение, сделанное на эмоциях, – позже вспоминал он. – Я уехал из Израиля на пике карьеры, а “Урал” остановил мой прогресс. Их футбольный стиль мне совершенно не подходил». В конце 2013-го в Екатеринбурге Тамузу разрешили искать себе новое место. Он уехал в Румынию, потом играл в Китае, а в 2017-м сделал последний заход в израильскую премьер-лигу, сыграв еще один сезон за «Хапоэль». Но прошлого успеха было уже не вернуть: Тамуз провел лишь девять игр и отметился одним голом.
Сегодня одному из лучших израильских нападающих 35 лет. Тото Тамуз живет в Румынии, где открыл бизнес. Он женат и воспитывает дочь, которую называет своим «спасением». Но признается, что безумно скучает по футболу. «Я благодарен судьбе за то, что достиг больших успехов. Я вспоминаю Петах-Тикву, Тель-Авив и то, сколько тепла отдавали мне на этих трибунах. И знаете, по-хорошему я еще не готов подводить итоги. У меня есть чувство, что я могу вернуться», – говорил он в одном из недавних интервью.
Футболист с теплом отзывается об Ирит Тамуз – израильтянке, когда-то взявшей его в семью и давшей новую фамилию. И до сих пор не может простить отца, который оставил его одного в Израиле в 91-м году: «Знаю, что он живет в Англии, кажется, работает тренером и хотел прийти на мои матчи в составе сборной. Но я не имею с ним никаких отношений. Я рос без него».
Михаил Блоков
Если банк лишили лицензии, как возмещаются вклады
24 июля 2024, 14:15
Как получить техпаспорт на недвижимость через ЦОН?
10 июля 2024, 11:08
Как заменить водительское удостоверение?
29 мая 2024, 09:21
Предусмотрено ли наказание тем, кто обрывает ветки деревьев и цветов?
21 мая 2024, 10:00