Сегодняшние глобальные вызовы современности требуют гибкости, инновационного мышления, готовности к смелым и неординарным экспериментам. Начавшийся пять лет назад путь трансформации (с момента первого Послания Президента Казахстана К. Токаева 1 сентября 2019 года прошло пять лет) выводит нашу страну на новый уровень. За это время были заложены универсальные основы для реформ в образовании, инновационных технологиях, науке и подготовке кадров.
Приоритеты обозначены четко. Для достижения целей требуется модернизация образовательных программ, кардинальное изменение подходов к образованию и науке. Вызовы требуют от нас гибкости, инновационного мышления, готовности к экспериментам. И в этом случае ставка на молодежь, как постоянно подчеркивает Президент, это ставка на будущее. Необходимо приложить максимум усилий для подготовки совершенно отличительного поколения ученых и преподавателей, которые будут генерировать новые идеи, знания. В этой связи считаю необходимым поделиться своими размышлениями и видением роли нашего университета в контексте трансформации регионального вуза в университет международного уровня, с учетом стратегического партнерства с ведущими вузами мира.
Трансформация Shakarim University – это не процесс адаптации к меняющимся условиям, а стратегический выбор.
Я уверен, что совместными усилиями профессорско-преподавательского состава возможна реализация поставленных всех поставленных задач. Как подчеркнул Президент, ключевая роль в этом процессе принадлежит молодым ученым и преподавателям. Именно они, представители нового поколения, способны переформатировать университеты в университеты будущего, внедряя инновационные подходы, разрабатывая новые образовательные программы. Подготовка таких специалистов должна начинаться на местах, в региональных вузах, которые становятся оплотом будущего развития страны.
На сегодняшний день, к примеру, доля молодых преподавателей Shakarim University возросла с 8% в 2022 г. до 32% в 2023 г.. Для нас этот показатель имеет огромное значение, став значительным шагом в обновлении стратегических планов. Защитившие ученую степень PhD как правило, остаются на преподавательскую должность в стенах своей же alma-mater.
Молодые кадры, молодежный резерв, о создании которого говорил Глава Государства еще в феврале текущего года, представляют собой важный ресурс для любого государства. Они - будущие лидеры и управленцы, они - источник инноваций, которые способны модернизировать существующие системы и процессы, они гибки и адаптивны к изменениям. В связи с чем, инвестирование с них равно инвестированию в устойчивость государства. Именно это мы наблюдаем, изучая опыт других стран..
Трансформация университетов, подобная той, что мы изучали в передовых странах, таких как Сингапур, не может быть достигнута без опоры на подготовку высококвалифицированных кадров на местах. Это подтверждается стратегией Казахстана по развитию человеческого капитала, озвученной Главой государства. Опыт таких стран, как Сингапур, показывает, что успешная трансформация возможна только при условии четкого стратегического видения и активного участия всех заинтересованных сторон. Сингапурский подход к развитию науки и образования, основанный на интеграции инноваций и цифровых технологий, служит примером. Этот опыт становится катализатором собственного развития, помогает переосмыслить образовательные и исследовательские процессы. Наша задача – не просто следовать за передовыми практиками, но и адаптировать их к условиям региона, чтобы создать уникальную научно-исследовательскую, образовательную систему, отвечающую мировым стандартам.
Shakarim University активно развивает международные связи, являясь партнёром ведущих университетов Китая. Сотрудничество направлено на внедрение передовых агротехнологий и подготовку высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса. Таким примером в этом направлении можно назвать сотрудничество с Северо-Западным университетом сельскохозяйственных и лесных технологий Китая. С признанным лидером в аграрной науке и технологиях подписан договор год назад. Однако самым значительным шагом вперед стало Соглашение о создании Казахстанско-Китайского центра сельскохозяйственной науки и образования в рамках Саммита ШОС, принятое Президентами Республики Казахстан и Китайской Народной Республикой.
Центр, как платформа для обмена знаниями и технологиями, позволит не только повысить уровень аграрного образования в регионе, но и определит позиции университета на международном уровне. Важно отметить, что мы уже разрабатываем совместные научно-исследовательские и образовательные проекты в области «Технологии пищевых продуктов», «Пищевой безопасности», реализуемые в формате двудипломного образования.
Наши ученые совместно с Kafkas University проводят исследования в области сохранения генофонда мелкого рогатого скота. Данный шаг актуален в сельскохозяйственной биотехнологии и генетики в плане изучения генетического разнообразия: определения уникальных генетических характеристик пород, находящихся на грани исчезновения. Разработанные образовательные программы включают изучение передовых агротехнологий, устойчивых методов земледелия, разработку новых сортов растений и эффективных методов животноводства. Это способствует инновациям и научным исследованиям в агросекторе. В научно-исследовательских разработках заняты магистранты, докторанты.
Shakarim University, подготавливая специалистов для аграрно-промышленного комплекса, исходит из государственных интересов, приоритетов и потребностей общества, что является стратегически важным для экономического и экологического благополучия региона, страны в целом.
В этом году 23% грантов, выделенных для первокурсников Shakarim University, направлено на обучение специалистов в области сельского хозяйства. В разрезе общего числа грантов данный фактор говорит о том, что сформирован важнейший приоритет в сфере высшей сфере образовательной политики: агропромышленный сектор, где отрасль лесного хозяйства играет в нашем регионе наиважнейшую роль. Прошлогодние пожары, бушевавшие в «Семей орманы» показали острую нехватку специалистов в этой сфере деятельности, а кроме того, глобальные вызовы, такие как изменение климата, утрата биоразнообразия требуют квалифицированных специалистов для управления и сохранения лесных ресурсов.
В контексте меняющихся климатических условий, воздействия человеческой деятельности на экосистемы, подготовка таких специалистов становится неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития страны.
В Казахстане наблюдается демографический рост. В этом году школы впервые переступили более 320 тысяч детей. Увеличение населения пропорционально требует роста производства продуктов питания. Квалифицированные специалисты необходимы для внедрения современных технологий и повышения эффективности производства. Помимо этого, развитие новых методов производства и переработки продуктов питания важно для удовлетворения потребностей современного общества в качественных и безопасных продуктах, поэтому не случайно в этом направлении, как и в ветеринарии, животноводстве, делается акцент на грантовом обучении.
Гранты в области сельского хозяйства говорят о государственном стратегическом подходе: формируется устойчивая образовательная платформа в сфере подготовки квалифицированных специалистов, необходимых для решения актуальных и будущих задач сельского хозяйства Казахстана. И Shakarim University находится в ключевой позиции в деле подготовки таких специалистов.
Эти шаги подчеркивают важность и необходимость стратегического партнерства в условиях глобализации, где сотрудничество с международными вузами позволит нам не только перенимать передовой опыт, но и вносить свой вклад в мировую науку. Важность этого сотрудничества трудно переоценить, ведь оно направлено на устойчивое развитие аграрного сектора, который является ключевым для нашего региона, всей страны.
Shakarim University осознаёт, что успешная трансформация требует не просто изменений в структуре и управлении, но и глубокого понимания глобальных тенденций, таких как цифровизация, интеграция науки и образования, а также необходимость междисциплинарного подхода в обучении и исследовательской деятельности.
Трансформация университета в международный образовательный центр — это вызов, требующий мобилизации всех ресурсов, но это также и возможность вывести университет на новый уровень, соответствующий мировым стандартам и ожиданиям общества.
Одна семья не хочет участвовать в сборе денег для дома. Соседи предлагают взыскать с них их часть суммы. Как это сделать?
08 октября 2024, 08:10
Если банк лишили лицензии, как возмещаются вклады
24 июля 2024, 14:15
Как получить техпаспорт на недвижимость через ЦОН?
10 июля 2024, 11:08