четверг
12 июня 2025

Новый Бюджетный кодекс: Ключевые изменения

24 марта 2025, 10:00
Просмотров: 339
Новый Бюджетный кодекс: Ключевые изменения В Казахстане утвержден новый Бюджетный кодекс, направленный на совершенствование управления государственными финансами. Документ ориентирован на повышение прозрачности, ответственности и эффективности бюджетного процесса, а также усиление парламентского контроля.

Основные изменения касаются интеграции налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политик, регулирования государственного долга, управления Национальным фондом и парафискальными* платежами.

  1. Взаимосвязь налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики

Кодекс предусматривает долгосрочное прогнозирование на 10 лет, внедрение бюджетных правил и публикацию аналитических отчетов о бюджетных рисках. Основные изменения включают:

  • Консолидированный учет активов и обязательств государственного сектора.
  • Анализ налоговых льгот и их влияния на бюджет.
  • Оценку влияния отраслей экономики на поступления бюджета.
  1. Контроль за долговой политикой

Ужесточается регулирование государственного долга и обязательств квазигосударственного сектора:

  • Вводится комплексный анализ структуры долговых обязательств.
  • Все долговые лимиты, включая лимит внешнего долга квазигоссектора, устанавливаются законом о республиканском бюджете.
  • Информация о долге квазигоссектора будет публично доступной.
  1. Регулирование использования Национального фонда

Новый Кодекс усиливает контроль за расходованием средств Национального фонда:

  • Установлено ограничение на использование целевых трансфертов исключительно для финансирования критической инфраструктуры.
  • Введены строгие критерии отбора проектов.
  • Запрещено привлечение средств Нацфонда на льготных условиях для субъектов квазигоссектора.
  1. Контроль за парафискальными платежами

Организации, взимающие парафискальные платежи (утильсбор, платные дороги, членские взносы и др.), обязаны предоставлять отчетность по их использованию. Государственные органы будут анализировать эффективность расходования этих средств и принимать решения о возможном перераспределении в бюджет.

  1. Формирование резервных фондов

Создаются резервы для обеспечения финансовой устойчивости:

  • Резерв на инициативы Президента – от 1,5 до 3% бюджета.
  • Резерв правительства – до 3%.
  • Резерв местных исполнительных органов – не менее 2% доходов соответствующего бюджета.

Информация об использовании резервов будет отражаться в отчетах об исполнении бюджета.

  1. Новая система межбюджетных отношений

Разработан механизм рационального перераспределения доходов местных бюджетов:

  • Излишек направляется на погашение долговых обязательств и развитие инфраструктуры.
  • Это способствует снижению долговой нагрузки регионов и повышению финансовой дисциплины.
  1. Управление ликвидностью казначейства

Казначейству предоставляется возможность управлять временно свободными средствами бюджетов и квазигоссектора с целью минимизации кассовых разрывов. Остатки средств могут размещаться в финансовые инструменты с целью получения дополнительного дохода для бюджета.

  1. Дивидендная политика квазигоссектора

Кодекс устанавливает новые правила выплаты дивидендов:

  • Фонд национального благосостояния должен направлять не менее 50% поступлений от портфельных компаний в бюджет.
  • Остальные субъекты квазигоссектора – не менее 70% от чистой прибыли.
  • Возможность снижения выплат рассматривается на уровне бюджетных комиссий.
  1. Инвестиции в основной капитал

Расширено понятие «государственные инвестиционные проекты», включающее:

  • Бюджетные инвестиции.
  • Государственно-частное партнерство.
  • Проекты, финансируемые за счет бюджетных кредитов и облигаций Национального фонда.

Создается единый «портфель государственных инвестиционных проектов» с анализом их вклада в ВВП страны.

  1. Оптимизация бюджетного процесса

Реформа направлена на сокращение бюрократических процедур:

  • Исключение утверждения приказами бюджетных программ.
  • Стабилизация планов развития госорганов.
  • Определение перечня базовых расходов, не подлежащих пересмотру.

Сроки внесения проекта закона о республиканском бюджете остаются неизменными – 15 августа в Правительство и 1 сентября в Парламент.

Новый Бюджетный кодекс направлен на модернизацию системы управления государственными финансами. Усиление контроля за бюджетным процессом, государственным долгом, парафискальными платежами и использованием Национального фонда может способствовать повышению прозрачности и эффективности распределения финансовых ресурсов.

 

 

*Парафискальный налог - это налог на определенный продукт или услугу, посредством которого правительство взимает деньги для определенной цели. Собранные деньги обычно выплачиваются органу, отличному от национального налогового органа. В Европейском союзе один из видов парафискальных сборов (или парафискальных сборов) взимается “государственными или частными учреждениями при производстве или сбыте сельскохозяйственной продукции с целью финансирования деятельности в интересах сектора в целом”.

 

 

 

ФОТО: ulysmedia.kz

Читают также:

Новости
Политика
Экономика
Культура
Жизнь
© Газета «Спектр», 2014. Все права защищены.
Перепечатка с сайта для печатных изданий разрешается при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.spectr.com.kz
Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
На сайте могут использоваться фото и видеоматериалы из открытых источников.
Наши вакансии
Адрес: 071400, Казахстан, область Абай, г. Семей, ул. Шугаева, 30
Тел.: 8 (7222) 56-15-87
Тел.-факс: 8 (7222) 52-00-86, 8 (7222) 52-13-14