«Качество дорожной инфраструктуры также вызывает обеспокоенность. В среднем по стране около 30 % городских дорог и порядка 40 % дорог в сельских населенных пунктах находятся в неудовлетворительном состоянии. Наиболее низкие показатели качества дорог в городах отмечаются в Актюбинской (51,1 %), Акмолинской (45,9 %), Жамбылской (40,5 %), Северо-Казахстанской (39,4 %) и Мангистауской (37,2 %) областях.
Наилучшие показатели – в городах Алматы (11 %) и Астана (7,4 %)», - говорится в проекте концепции региональной политики Казахстана на 2025-2030 годы.
В части обеспеченности дорогами в городах, соотношение протяженности дорог в удовлетворительном состоянии к общей протяженности и потребности в строительстве новых дорог, наиболее сложная ситуация, по словам авторов, в Актюбинской (37,5 %) и Акмолинской (50,2 %) областях.
«В среднем по РК обеспеченность составляет порядка 70 %, а наилучшие показатели в городах Астана (92,6 %) и Алматы (84,0 %), а также в Восточно-Казахстанской области (85,5 %)», - сказано в документе.
По качеству дорог внутри сельских населенных пунктов наихудшие показатели наблюдаются в ЗКО (73,8 %), Актюбинской (64,2 %) и Павлодарской (50,9 %) областях.
Наилучшие показатели зафиксированы в Ұлытау (3,0 %), Туркестанской (26,5 %) и Жамбылской (26,5 %) областях.
«В части обеспеченности дорогами в селах, отмечается критическая ситуация в Западном макрорегионе: в Актюбинской – 15,8 %, в ЗКО – 20,8 % и в Мангистауской – 39 %. В среднем по РК, обеспеченность составляет порядка 54 %, а наилучшие показатели в области Ұлытау (95,8 %) и Жетісу (72,2 %)», - уточняется в проекте концепции.
Ожидается, что к 2030 году в развитии регионов и реализации региональной политики произойдут следующие качественные изменения, способствующие повышению качества жизни граждан страны, а также долгосрочному и устойчивому развитию национальной экономики:
- обеспеченность регионов базовыми благами и услугами, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, спорт, а также инженерную и транспортную инфраструктуру, которая соответствует СРС, составит 96 % для городов и 71 % для сельских населенных пунктов (СНП);
- формирование комфортной городской среды через масштабное благоустройство общественных пространств, повышение уровня озеленения, обеспечение чистоты и санитарного состояния, повышение безопасности улиц, улучшение доступности социальной инфраструктуры, а также- сохранение и развитие архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов с учетом климатических особенностей и принципов устойчивого развития;
- развитие населенных пунктов страны будет осуществляться с учетом требований градостроительного планирования, в том числе за счет разработки качественных градостроительных проектов на всех уровнях (генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки);
- развитие глубокой переработки в отраслях нефтегазового сектора, горнорудной промышленности и сельского хозяйства с созданием пояса МСБ вокруг крупных предприятий;
- стимулирование освоения новых производственных цепочек и выпуска готовой продукции в обрабатывающих отраслях и АПК с акцентом на увеличение добавленной стоимости, локализации и максимальную переработку отечественного сырья внутри страны;
- реализация транспортно-логистического потенциала регионов путем повышения транспортной связанности, развития качественной сервисной инфраструктуры и региональных транзитных транспортных узлов (хабов);
- развитие туристского потенциала регионов через развитие точек притяжения туристов регионального масштаба;
- усиление межведомственного взаимодействия путем формирования единого координационного центра – офиса региональных инициатив при аппарате правительства РК;
- дальнейшее повышение бюджетной самостоятельности регионов путем полноценного внедрения блочного бюджета;
- укрепление доходной части местных бюджетов за счет расширения налоговой базы путем реализации новых инвестиционных проектов для раскрытия экономического потенциала регионов в рамках настоящей Концепции, более рационального распределения доходов местных бюджетов, дальнейшей поэтапной фискальной децентрализации, а также других системных мер;
- усиление кадрового потенциала местных исполнительных органов через повышение внутренней мобильности кадров среднего звена по принципу «регион-центр-регион» с разработкой механизмов стимулирования и карьерного роста;
- улучшение управления данными в государственном секторе через создание и развитие целостной национальной экосистемы данных, а также оптимизация системы управления данными в государственного секторе;
- регионы будут оснащены развитой специализированной инфраструктурой в АПК, индустриальном секторе, туризме и других отраслях, что приведет к значительному росту частных инвестиций и поэтапной трансформации их структуры экономики;
- полноценное формирование пяти городских агломераций (Астанинская, Алматинская, Шымкентская, Актюбинская, Карагандинская) как центров экономического роста национального масштаба создаст условия для расширения географии экономического роста на остальные территории страны;
- сбалансированное развитие городских агломераций за счет реализации проектов в транспортной, инженерной и социальной инфраструктуре;
- формирование новых «центров экономического роста» за счет реализации социально-экономического потенциала областных центров;
- увеличение транспортной доступности моно- и малых городов с центрами экономического роста;
- диверсификация экономики моногородов за счет развития производственной инфраструктуры и реализации якорных проектов;
- модернизация сельской инфраструктуры позволит довести качество жизни более 90% сельского населения до требований СРС и обеспечит условия проживания в селе максимально приближенные к городскому уровню;
- значительное улучшение демографической ситуации в сельских и приграничных населенных пунктах страны за счет улучшения условий проживания;
- улучшение доступности ресурсов развития (финансовых, материальных, земельных) для сельского населения обеспечит значительный рост доходов и снижение уровня бедности в сельской местности.
Таким образом, видение развития регионов и реализации региональной политики охватывает три основных направления: обеспеченность населения регионов качественной базовой инфраструктурой (социальной, инженерной, транспортной) и комфортной городской средой, реализованный экономический потенциал в промышленности, АПК и транспортно-логистическом комплексах, туризме, а также эффективное институциональное обеспечение развития регионов.
ФОТО: из открытых источников
В поезде мне досталась верхняя полка, а сосед снизу не хочет даже на время еды, уступать свое место. Правильно ли это?
05 июня 2025, 10:55
Можно ли восстановить удостоверение личности, находясь в другом городе, не по месту прописки?
09 апреля 2025, 05:20
Какие поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступают в силу?
12 марта 2025, 00:30
Каковы сейчас правила регистрации, хранения и перевозки оружия
31 января 2025, 11:15