К исследованию расшифрованных материалов погибшего 25 декабря 2024 года Embraer 190 привлекли специалистов из Азербайджана, России, Бразилии и Нидерландов.
В 05:13:31 записи, полученные с CVR, фиксируют звуковой удар. Сработала звуковая сигнализация отключения автопилота и автомата тяги.
По данным CVR, командир судна озвучил название сигнализации на экране EICAS — «DOOR... SERVICE DOOR AFT OPEN». В 05:13:39, по данным FDR, зафиксировано начало разгерметизации кабины.
Второй удар был в 05:13:56.
«В 05:14:58, по данным CVR, командир по внутренней связи связался с экипажем для уточнения ситуации: „Алло, что случилось?“
Бортпроводник доложил: „Взорвались два сиденья. Я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю“».
Члены экипажа самолёта AZAL сообщали в Грозный о взрыве в салоне судна и запрашивали погоду в Минводах. Приводим фрагменты переговоров из отчёта. 05:15:57. Экипаж: — Грозный, отказало управление, удар птиц в кабине. Удар птиц, и в кабине два кресла взорвались.
05:16:08. Грозный (вышка):
— Азербайджан восемьдесят два сорок три, вас понял. Какая помощь вам нужна?
05:16:14. Экипаж (внутрикабинные переговоры):
— Нам нужен ближайший аэродром, где погода нормальная. Пойдём — сядем.
05:16:32. Экипаж:
— Какая в Минводах погода? Окажите, пожалуйста, помощь.
После того как самолёт взял курс на Минеральные Воды, на борту сработала сигнализация EICAS «CABIN ALT HIGH».
В дальнейшем эта сигнализация повторялась восемь раз.
После этого члены экипажа сообщили, что борт берёт курс на Махачкалу. Вот ещё выдержки из переговоров.
05:23:11. Экипаж:
— Мы не можем выполнять. Дайте конкретный курс, мы пойдём на Махачкалу.
05:23:34. Грозный (вышка):
— Азербайджан восемьдесят два сорок три, погода Махачкалы: ветер — триста десять градусов, два метра в секунду, видимость — три тысячи триста метров, нижний край — семьсот пятьдесят метров, дымка.
05:24:17. Грозный (вышка):
— Азербайджан восемьдесят два сорок три, подтвердите, объявили бедствие?
Через четыре минуты экипаж сообщил, что возвращается в Баку. Борт запросил у диспетчера погоду в столице Азербайджана.
Из отчёта Минтранса следует: диспетчеры предупреждали экипаж о плане «Ковёр» в Грозном. От посадки в Махачкале пилоты отказались из-за плохой погоды.
05:52:39. Экипаж:
— У нас ситуация такая: кислород заканчивается в пассажирской кабине. По-моему, там взорвался кислородный баллон. Запах топлива идёт к некоторым пассажирам. Они теряют сознание. Разрешите лететь на меньшей высоте.
Далее (хронология полёта и падения борта Azerbaijan Airlines):
— В 06:02:47 экипаж связался с диспетчерской аэропорта Актау.
— В 06:03:06 аэропорт Актау ответил, что объект опознан, там одобрили посадку.
— В 06:19:13, по данным FDR, сработала звуковая сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP.
— В 06:22:20 экипаж приступил к выпуску механизации в положении один (FLAPS 1).
— В 06:22:24 экипаж приступил к выпуску шасси.
— В 06:22:40 экипаж приступил к выпуску механизации в положении два (FLAPS 2).
— В 06:23:30 экипаж приступил к выпуску механизации в положении три (FLAPS 3).
— В 06:24:52, по данным FDR, сработала звуковая сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP.
— В 06:25:25 сработала звуковая сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP.
— В 06:27:58 зафиксировано столкновение самолёта с землёй с креном вправо 35 градусов и тангажом −5,8 градусов.
Звуковой удар зафиксировал чёрный ящик азербайджанского самолёта на подлёте к Грозному.
В 05:13:30 по данным, полученным с регистратора полётных данных (FDR), воздушное судно находилось в наборе высоты, пересекая высоту 3 500 футов над уровнем моря по давлению QNH (атмосферное давление, приведённое к среднему уровню моря) аэродрома Грозный.
Согласно отчёту, судно находилось в режиме управления автопилотом, двигатели и гидравлика — в норме. Единственной проблемой было то, что системы глобального позиционирования GPS 1 и GPS 2 не принимали сигналы со спутников. Отказов других систем самолёта по данным, полученным с FDR, не регистрировалось.
«05:13:31 по записям, полученным с CVR, фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота (РИ AUTO PILOT), автомата тяги (РИ Throttle)», — отмечено в отчёте.
Спустя ещё три секунды резко упало до нуля давление в третьей гидросистеме самолёта, уровень жидкости также снизился до 0 %.
«Положение рулей управления (ELEVATOR, AILERON, RUDDER) фиксируются в нулевом положении и остаются в этом положении до конца полёта. 05:13:36 зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу (AP PITCH TRIM NOT ENGAGED, MACH TRIM NOT CAPABLE). По данным CVR, командир воздушного судна озвучил название сигнализации на экране EICAS: "DOOR...SERVICE DOOR AFT OPEN". В 05:13:39, по данным FDR, зафиксировано начало разгерметизации кабины», — говорится в отчёте.
Основной очаг пожара при крушении пришёлся на центроплан, левое и правое крыло, носовую и центральную части фюзеляжа. После завершения полевого этапа расследования комиссия организовала перевозку фрагментов в специально отведённый ангар для проведения дальнейших работ.
В Минтрансе уточнили, представленный отчёт — предварительный и информация в нём может дополняться. Итоговый доклад будет опубликован после завершения всех работ.
В ходе расследования обнаружили множественные пробоины в хвостовой части, стабилизаторе, левом двигателе, крыле и отсеке гидросистемы. Форма сквозных повреждений в некоторых местах «была неправильной», некоторые повреждения были прямоугольными.
Из повреждённого фюзеляжа извлекли множество металлических предметов. Предварительный анализ указывает на возможное внешнее воздействие на самолёт, которое стало причиной разрушения критически важных систем, включая управление тангажом и гидравлику.
Однако окончательные выводы будут делать после завершения расследования.
«Комиссия по расследованию в присутствии уполномоченных представителей Бразилии, Азербайджана и правоохранительных органов РК извлекла посторонние объекты, которые могли сохраниться в глухих повреждениях. Их направили на дополнительную судебную экспертизу. Из глухих повреждений извлекли множество посторонних объектов».
В Азербайджане прокомментировали отчёт о крушении самолёта AZAL.
С заявлением выступило Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана. Напомним, потерпевший крушение Embraer 190, принадлежал ЗАО «Азербайджанские авиалинии» ("AZAL"). Ведомство подтвердило следующие факты:
-Самолёт, выполнявший регулярный рейс J2-8243 из Баку в Грозный, с момента начала выполнения полёта находился в полностью пригодном для полётов состоянии.
- Оба двигателя работали без технических проблем до момента аварии.
- Во время выполнения полёта в воздушном пространстве РФ, в том числе над аэропортом Грозный, самолёт потерял сигналы GPS.
- Из-за плохой погоды над Грозным авиасудно не смогло совершить второй заход на посадку, после чего капитан принял решение вернуться в Баку. После принятия этого решения над Грозным в CVR зафиксировали два внешних звука с интервалом в 24 секунды.
-Через четыре секунды после первого внешнего звука вышла из строя третья гидравлическая система, через шесть секунд — первая гидравлическая система, а через 21 секунду — вторая гидравлическая система.
- Обнаружены многочисленные глухие и сквозные повреждения в фюзеляже. Подавляющее большинство повреждений в задней части фюзеляжа расположено на вертикальном и горизонтальном стабилизаторах, а также левом крыле и левом двигателе.
- Повреждения в фюзеляже образовались из-за воздействия внешних объектов. Информации о наличии каких-либо фактов, указывающих на столкновение воздушного судна с птицами, в отчёте нет.
- Обнаруженные посторонние объекты, не принадлежащие самолёту, извлекли. Их фотографии представлены общественности. Для точного определения их принадлежности будут проведены дополнительные экспертизы.
- В 05:13:32 вышли из строя основные системы управления; в 05:21:42 диспетчер по взаимодействию сообщил в Грозный о проведении операции «Ковёр».
-В отчёте нет никакой информации, содержащей факт взрыва кислородного баллона.
ФОТО: «Орда»
Каковы сейчас правила регистрации, хранения и перевозки оружия
31 января 2025, 11:15
Соседи переехали, но не освободили кладовку. Какие меры можно принять?
21 января 2025, 12:45
Одна семья не хочет участвовать в сборе денег для дома. Соседи предлагают взыскать с них их часть суммы. Как это сделать?
08 октября 2024, 08:10