четверг
31 октября 2024

Мастер, умеющий делать домбру из цельного куска

15 августа 2023, 07:38
Просмотров: 425
Мастер, умеющий делать домбру из цельного куска Абдикарим Омаров – один из тех мастеров домбры, благодаря которым древнее искусство казахов сохранилось, совершенствуется и передается следующему поколению.

Его инструменты узнаваемы знатоками и уникальны – в них есть собственный неповторимый почерк мастера. Например, шебер один из немногих изготавливает по древнему способу домбру, выдолбленную из цельного куска дерева.

Об этом наш корреспондент узнала из видеоролика, размещенного в социальных сетях. А готовит эти познавательные и очень увлекательные материалы музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.  Информацию для цикла передач о мастерах казахских народных прикладных ремесел готовит Алия Абилханкызы, сотрудник отдела просвещения и маркетинговой работы музея.   

Абдикарим Омаров – известный мастер, учитель,  художник родился в 1962 году в Аягозе. После окончания сельской школы в ауле Мынбулак поступил в Семипалатинский строительный техникум. Продолжил образование в государственном педагогическом университете имени Абая по специальности «Учитель рисования и черчения». Трудовую деятельность начал в 1988 году в школе имени Бабатайулы в городе Аягозе, где  продолжает трудиться до сегодняшнего дня.

Искусством мастерить музыкальные инструменты он начал овладевать еще в студенческие годы. И на протяжении более 30 лет продолжает совершенствовать свое мастерство.  

– Для мастера домбры нужно быть не только хорошим художником, столяром, плотником, но и музыкально одаренным человеком, имеющим абсолютный слух, чтобы уметь услышать голос будущей домбры еще на стадии ее рождения. Не менее важно и умение выбирать правильный материал, – уверен автор.

На выставках, в том числе и авторских, художник представлял свои «фирменные» инструменты из цельного куска дерева.  И название у них игривое и легкое, как сама домбра – «Козы куйрык» «Хвостик ягненка», из-за характерной детали инструмента. Домбра – выдолбленная из цельного куска дерева – довольно редкое явление в мире и в Казахстане.

– Не маловажным является и украшение домбры. Орнамент  – сложный элемент, требующий долгого труда и обработки. Очень важно подобрать высококачественную краску, – уверен Омаров. 

Его работы востребованы – заказы поступают из разных регионов страны.

Несмотря на все испытания, которые ему пришлось преодолеть, Абдикарим Омаров стал тем, кем всегда мечтал – Мастером.

Он рано остался без отца. У его мамы осталось на руках шестеро детей. Они старались помогать ей во всем, рано приобщились к труду. Сама жизнь заставляла их искать пути выживания.

– С детства у меня была склонность, тяга к прекрасному, я любил рисовать. Вдохновляла окружающая природа – красивейшие места с водоемами, горами, лесами, степями. Я мог часами рисовать с натуры пейзажи. Еще я обожал слушать народные эпосы о легендарных батырах – в живом образном воображении возникали лики героев, бьющихся с ненавистными захватчиками. После прочтения или прослушивания дастанов, я тут же хватался за карандаши и начинал перекладывать на бумагу эти эпические сражения и образы,– делиться воспоминаниями детства художник.

Он уверен, что тяга к искусству передалась ему по наследству.

– Вполне возможно, кто-то из предков был шебером в прикладном творчестве: кузнецом, шорником, кожевенником, ювелиром… Быть может кто-то домбры и кобызы делал. Я так чувствую… А иначе откуда у меня врожденная тяга ко всякого рода ручному творчеству? –  улыбается мастер.

Как говорят его близкие родственники,  Абдеш (как ласково называли мальчика) с детства мог смастерить сам без чье-то помощи понадобившуюся ему вещь. 

Это и повлияло на выбор профессии строителя – по убеждению художника самой что ни на есть творческой профессии. В техникуме преподаватель по черчению, заметив неординарные художественные способности парня, посоветовал ему поступить на худграф. Эти слова запали в душу молодому специалисту строителю. Отработав год после окончания техникума строителем, Абдикарим решает продолжить обучение в университете в Алматы. Там он становится постоянным посетителем художественной мастерской, где учится тонкостям мастерства изготовления музыкальных инструментов у известного мастера Жолаушы Турдыгулулы. Это стало излюбленным занятием студентов факультета. Не удивительно, что это искусство стало предметом изучения для дипломной работы.  

Художник участвовал во многих конкурсах, мастер-классах, симпозиумах, выставках и других творческих мероприятиях не только в родном Аягозе, но и в Семее, Усть-Каменогорске, Алматы, Астане.

Он – один из самых востребованных мастеров не только в нашей области, но и в Казахстане.

За свою педагогическую деятельность награжден нагрудным знаком, медалями «За вклад в развитие образования», «50 лет университета имени Абая», множественными похвальными грамотами. Его имя внесено в большую международную энциклопедию «Лучшие люди в образовании», в различные художественные каталоги.

Кроме того, талант Абдикарима Омарова проявился в книжных иллюстрациях. Он создал рисунки для сборника поэм историка ученого Бауыржана Ешмагамбетова «Батырлар алеми».

Свой богатый опыт учитель передает ученикам – в Аягозской школе создана мастерская по изготовлению музыкальных инструментов.

Абдикарим Омаров творит и в жанре скульптуры. В областном музее этнографии в Усть-Каменогорске хранятся его деревянные скульптуры, наполненные философским смыслом.

 

Айман ШАРИПХАНОВА

Читают также:

Вопрос / Ответ




Опросы

Основной источник информации для Вас?

Новости
Политика
Экономика
Культура
Жизнь
© Газета «Спектр», 2014. Все права защищены.
Перепечатка с сайта для печатных изданий разрешается при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.spectr.com.kz
Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
На сайте могут использоваться фото и видеоматериалы из открытых источников.
Наши вакансии
Адрес: 071400, Казахстан, область Абай, г. Семей, ул. Шугаева, 30
Тел.: 8 (7222) 56-15-87
Тел.-факс: 8 (7222) 52-00-86, 8 (7222) 52-13-14